Однажды удалось снять панораму довольно уникального момента во время заката на песчаном берегу в Лемь-Ю. Но сшивка была не ровной, и тогда я забраковал ее. А сейчас вернулся к этой вещи несмотря на косяки сшивки, ведь само запечатленное явление заслуживает того, чтобы остаться в моей коллекции.
В тот год меня часто тянуло в начале июня к вечернему времени в Лемь-Ю, когда уже вечера становятся теплыми, но еще не жаркие. В это время приятно проводить вечера на природе для съемки заката. Низинки еще наполнены весенней водой, оставшейся после разлива, листья на березах приятного цвета свежей зелени, трава еще низкая и не мешает ходить.
Идти до пляжа приходится по извилистой старой тракторной дороге. И такой не прямой путь занимает около часа. Соответственно и возвращаться после заката все это время приходится уже в сумерках. И фонарик тут оказался очень кстати.
А песок на пляже в начале лета, когда вода в реке только недавно спала, оказывается в своем первозданном состоянии, без единого следа человека, а только со следами речных потоков, намывающих на песчаном дне дюны. Но в этот раз он еще был весь испещрен следами капель прошедшего накануне ливня, что добавляло большей уникальности состоянию природы. Казалось, что нужно непременно здесь снять сегодняшний закат. Оставалось только найти подходящее для фотографического кадра место.
И вот нашлась довольно симметричная дуга береговой линии, а рядом еще и бревнышко затопленное в воде лежало. А то, что облака на закатном небе будут удачные, это еще в течение дня было понятно.
Но как только у меня все было решено и начались приготовления к продумыванию кадра и выставление экспозиции, откуда ни возьмись посреди ясного неба пошел дождь. И такой характерный для подобного случая — из крупных редких капель, падающих отвесно при безветрии. И понятно было, что он скоро прекратиться. А по реке пошла рябь и большие круги от падающих капель. Какая красота!
Трясущимися от волнения руками стал снимать вертикальные кадры для панорамы, а дождь тем временем начал резко ослабевать и мне пришлось сделать слишком размашистые для широкого угла сдвиги между кадрами. И как только отщелкал последний кадр, дождь и прекратился.
Казалось, что дальше снимать сегодняшний закат нет смысла, что может быть еще прекраснее такого явления как закат с дождем при ясном небе? В фотографии так всегда – идешь за одним, а сталкиваешься с тем, чего никак не ожидал. Этот момент мне открылся с первых вылазок с фотоаппаратом и думаю, что это и есть то, что всегда давало фотографии быть особенной среди других видов изобразительного искусства.
На этом результирующем, после всей обработки, снимке видно изменение воды в реке при ослабевании дождя от левого ряда панорамы к правому. Река на правой стороне снимка уже практически гладкая – ей досталось меньше всего дождя. И это отразилось на отражательной способности водной глади, что изменило вид у противоположного берега в этих кадрах. А сделать воду на краях панорамы похожими не получилось, поэтому оставил как есть, чтобы не портить ее следами неправдоподобного ретуширования. К счастью, центр панорамы красиво наполнен каплями с расходящимися от них кругами, что и является главной областью всей сцены, останавливающей взгляд зрителя.
Так как съемка велась сериями с брекетингом, то у меня был в распоряжении полный динамический диапазон, который и был вовсю использован при сведении панорам. То есть в итоге получилось три панорамы разной экспозиции по три вертикальных кадра в каждой. А вообще, при съемке на широкий угол нужно бы делать сдвиги между кадрами поменьше иначе сшиваются они дефектно, так как на таких углах у объектива сильные деформации по краям.
Меня каждый раз охватывает мандраж перед началом обработки очередного сюжета, который хотелось бы превратить в художественный шедевр. Здесь мне важно было сохранить интимность песчаного берега с контрастной полоской кромки у воды. Хотелось сделать общий результат и максимально светлым и при этом не уничтожить контраст неба с тонкими структурами в облаках. И мое слабое место – цвет. Да, объектив китовый, поэтому в данном случае с цветом шутки плохи, можно сильно все ухудшить.
После того как все три панорамы в фотошоп сведены по яркости через маски в один общий кадр, можно применить круто выгнутую кривую, чтобы превратить плоский вид в сильно контрастный и примерно похожий на то, что хочется получить. Это помогает осмыслить потенциал предстоящей обработки и оценить примерный конечный результат, которого можно в данном случае достичь.
Здесь интимность песчаного берега ощущается и все детали в облаках на небе сохранены, но слишком темно. Хотя и такая тональность сюжета была бы адекватной для закатного снимка, но в данном случае нужно было передать еще и контраст настроения от внезапного дождя.
В общем, получить идеальный результат от далеко не лучшего объектива и любительской камеры трудно. Особенно по качеству цвета. И кажется, что в данном случае лучше минимума обработки. Но тогда общий вид получается слишком уж вялый. Идеалом в данном случае будет какой-то равновесный вариант.
Такой путь прошла эта композиция заката с дождем на пляже в Лемь-Ю.