Проснулся также, часа в 4. Солнце уже довольно высоко поднялось, было тепло и тихо. Воспользовался туалетом, чтобы привести себя в порядок, перекусил и двинулся. По пути удалось найти круглосуточный магазинчик, работающий для таких, как я и разбудить продавщицу. Позавтракал возле какого-то озера и двинулся в дикие края. Так начался третий день пути 20 июня, суббота.
Как только вы въезжаете в Калмыкию, вы оказываетесь в потустороннем мире, словно на Марсе. Тут резко пропадает растительность у дороги и вокруг, до горизонта, пустынные пространства.
Машин тут очень мало, а дальнобойщики тут не ездят вообще. Дорога была свеже-заасфальтированная, поэтому ехать было хорошо. Во многих местах после ремонта, остались знаки ограничения скорости. Как хочешь так и понимай. Края незнакомые, местные нравы гаишников неизвестны. Кстати, о гаишниках, в ту сторону их словно не было совсем. В засаде что ли меня ждали, когда назад поеду?
В какой-то момент у обочины лежала туша сбитой собаки, а на ней сидели две птцы-падальщика. Одна из них был настоящий большой степной гриф, с длинной голой шеей, крючковатым клювом и огромными когтями. Как только я остановился, он улетел, оказался пугливым. Правда, когда отъехал он снова подлетел, оказался голодным. Сфоткать себя не дал.
Как я заехал на заправку Лукойла в Калмыцкой степи – это просто кино. Вокруг до горизонта пустынная степь, тишина, какая-то ржавая железка на ветру скрипит, в ларьке сквозь маленькое окошко, через решетку девушка интересуется есть ли у меня карта скидок. Дальше. Пытаюсь заправиться. Стоят колонки сохранившиеся с начала нулевых. Циферблат стрелочный с делением по три литра или типа того. Как включать такой пистолет уже сто лет не помню. Девушка мне в рацию объясняет все пошагово, у меня со второго раза получилось. А когда заправлялся, громко жужжа, прилетел большой степной жук и приземлился возле машины. Все как в кино. И степной ветер в ушах шумит.
По дороге пару раз попадались пасущиеся кони. Пугливые, сниматься не желают.
Потихоньку становилось жарко. В одном месте в открытое окно было слышно, как громко сверчат кузнечики. Захотелось остановиться и послушать. Когда пошел к тем кустарникам они выпрыгивали, из-под ног, в траве. Просто иногда хотелось выйти и прогуляться по природе, где едешь.
Довольно-таки приличную часть пути, на горизонте был виден поднимающийся дым. Позже оказалось, что это коптит что-то в Элисте.
В Элисту прибыл часам к десяти утра. Там тоже можно без навигатора затупить, но мне как-то в этот раз повезло проехать через город с первого раза.
В Элисте тоже решил подзаправиться и была довольно курьезная ситуация с выбором заправки. Они так интересно расположены и все рядом, что вы заправляетесь на какой-то местной, а проехав метров десять, видите Лукойл.
К обеду подъехал к Манычу, как я узнал от одного местного калмыка. Там народ обмазывался грязью. Такое зрелище, в свете моего дорожного стажа, вызывало насмешку над этими людьми.
Там интересный цвет воды напоминающий морской. Хотелось это как-то снять в лучшем виде, но не то время суток, да и вообще, мимоходом сложно снять шедевр.
Пока фоткал, ко мне тихо подкрался местный калмык-раздолбай. Ему хотелось как-нибудь хитрожопно развести дурака-путника, чтобы чем-то поживиться из моего добра. Начал мне рассказывать про зимние шторма на Маныче, про весенние тюльпаны в степи, про местную достопримечательность – ветряк. Просил чтобы я у него еще о чем-нибудь полюбопытствовал. Но я тоже хитер. Предложил его зафоткать как истинного местного героя, даже именем его поинтересовался, правда не понял, а переспрашивать не стал, чтобы разговор не начался по новой. Короче, отвлек его бдительность и свалил.
Когда после Калмыкии попадаешь в Ставрополье, пейзаж резко меняется. Появляются подкрашенные деревья и пшеничные поля.
Ставрополье сплошь засажено пшеницей. Виды красивые, тепло. В каком-то месте ехал как во сне. Поэтому не могу вспомнить где это было, может вообще в Калмыкии. Там через дорогу летали стаями стрижи и их бедных сбивают машины в таком количестве, что вся дорога усыпана сбитыми птичками. Я только и матерился. Почему бы там местным властям не поставить жесткое ограничение по скорости, чтобы не губили птиц? Выглядело все как экологическая катастрофа.
Ближе к Ставрополю на дороге, возле деревень, люди продают фрукты. Юг, что тут сказать. В какой-то момент вдали стали показываться возвышенности, напоминающие приближение к Северному Кавказу. И еще тучи у горизонта говорили о том, что ближе к вечеру мне предстоит ехать в грозе.
После объезда Ставрополя началась гроза. Был такой сильный ливень, а дорога шла круто вниз, что я для безопасности остановился на обочине. Движение здесь активное, люди ездят откровенно быстро, даже такой ливень их не заставит сбавить скорость.
Заправился на трассе на цивильной Лукойловской заправке. Здесь сказывается влияние московского трафика на качестве обслуживания. Дело шло к вечеру и я не знал как лучше спланировать ночевку. До САО уже точно не доеду, ночевать тут еще рано, а в Зеленчуке неизвестная обстановка. Поэтому все-таки решил ехать дальше. Определюсь по обстановке.
При объезде Невинномысска впечатляет своей европейской цивильностью завод Церезит. Я даже чуть было не всплакнул, словно Европу в центре Российской безалаберности увидал.
Остановился отдохнуть возле знака на границе с КЧР. Там полюбовался интересными структурами в грозовой туче, перекусил, покормил потерянную собачку, пожелал ей удачи и поехал.
По пути еще покупал вкусные пирожки в каком-то фирменном кафе. И поехал до Черкесска. Там на заправке затупил. К вечеру башка уже совсем не соображала. Пришлось у местного мужичка спросить как лучше ехать до Зеленчука. Он со своим кавказским акцентом показал более короткую дорогу через Хабез. И тут только до меня дошло в каких я уже краях.
Было уже часов восемь вечера, дело шло к закату. Эта дорога как-то сразу пошла вверх с довольно крутыми поворотами. Ну, думаю, началось – горы. Здесь мне удалось застать красивый вид на заходящее Солнце. В одном поле еще стояли люди на машинах, тоже любовались. Место возвышенное, вокруг живописные виды на дали. Если бы я знал, куда еду и как заночую, то спокойно бы тут постоял и поснимал этот закатный пейзаж.
В Кош-Хабль на развилке снова задумался куда ехать. Возле магазина стояли две девушки, спросить было больше не у кого, но они как-то сконфузились. Видок у меня был тот еще. Зато две пожилые женщины как загорланили на всю округу, объясняя куда ехать.
Поехал дальше. Когда стемнело, над возвышенностями предгорий, которые мне в темноте казались настоящими обрывистыми скалами, живописно висела молодая Луна с Венерой. Возле одной деревни остановился. Снимать в пути уже не стал, но зато послушал кваканье жаб в ночи.
Основная трасса, ведущая к Зеленчуку издалека заметна подсветкой фонарей. Когда туда выезжаешь в ночи, возникает ощущение, что выехал на большую трассу. Так уже на ночь глядя приехал в Зеленчук. Проехал его уже до окраины и не сообразил где там можно заночевать. И вдруг показалась территория телескопа РАТАН-600. Там на площадке у въезда я и припарковался.
Перекусил и уже было улегся, как вдруг ко мне постучался охранник и предложил проехать за шлагбаум, чтобы на территории спокойно переночевать. Так мне повезло провести последнюю ночь в дороге на территории РАТАНа.
Этим постом завершаю описание дороги до САО, несмотря на то, что в Архыз еще не прибыл. Но поскольку это случилось на следующий день, то к дороге он уже не относится. А так, к этому моменту я пересек, ни много ни мало, три тысячи километров поперек России, с севера на юг. И все пропитано одним русским менталитетом, что ты колмык, что комяк, что житель средней полосы, все одно — климат меняется, а Россия нет.