На эту поездку меня сподвигла предыдущая поездка по деревням на том берегу Вычегды, когда мне открылся вид издали на Ульяновский монастырь с высокого берега в Деревянске. Тогда меня охватила идея при первой же возможности посетить Ульяново и посмотреть на монастырь.
В ту весну была уникальная видимость Венеры в фазе тонкого серпика. И чтобы убить двух зайцев мне захотелось взять с собой свой огромный телескоп и провести и съемку монастыря, и понаблюдать в конце дня Венеру. Очень не хотелось терять хороший наблюдательный вечер. Тем более, что в тот год дорога на Усть-Кулом была еще в плачевном состоянии. И я уже знал, что это будет тяжелая поездка. Вот и решился на такой ход ради большей отдачи от затраченных на дорогу сил.
После поворота на переправу к Аныбу, по дороге больше нет деревень и появляется чувство, что едешь один по пустой трассе к черту на кулички, куда больше никому не нужно, кроме тебя одного. Ну а полностью разбитая дорога добавляет неприятных ощущений к этим мыслям. Казалось, что это никогда не кончится, уже и раздражение накопилось, и вот после довольно продолжительного пути открылся знак поворота на Ульяново. Даже вздохнешь с облегчением. Можно расслабиться и отдышаться.
Тогда я сразу поехал в деревню, а не к главным воротам монастыря. Проехал по всей деревне и поставил машину в конце.
В первый раз в этом месте, наверное, любого человека с фотокамерой одолеет смятение. Не знаешь, за что взяться сначала. Монастырь такой большой и хочется снять сразу все и гениально.
Пошел по деревне, намереваясь найти тропу в гору, чтобы подняться к монастырю. И эта самая гора меня просто поразила своим эффектом отражения солнечного света. Я даже потом сам для себя стал ее называть “волшебная гора”.
Такое бывает в фотографии, когда вы приехали на место съемки за одним и поняли, что этот уникальный момент стоит того, чтобы потратить на него время и в итоге тратите на это слишком много времени. А в процессе вас одолевают противоречивые чувства, что вы делаете что-то не то, но ведь такого можно никогда больше не снять.
Мне даже не хотелось испортить эту красивую гору своими следами на снегу, поэтому поднимался в стороне. А снег здесь, на удивление, оказался покрытым довольно крепкой коркой, и я практически не проваливался, поднимаясь к монастырю.
На горе были большие следы либо волка, либо крупной собаки. Мне подумалось, что это легко волк, в таких-то краях. Однако, потом местные жители мне сказали, что это большая собака из монастыря гуляет. А так, по всей трассе у каждого моста реки перерезаны следами.
Но времени у меня уже разгуляться не осталось, Солнце клонилось к закату.
Это, конечно, огорчило. Слишком много времени потратил на другое. Нужно просто приезжать на место съемки с запасом времени, зная свои привычки. В итоге, в этот раз у меня практически не получилось поснимать монастырь в хорошем освещении.
Интересно, что возле стен и крайней башни у стены совсем нет снега, настолько все обдувается ветрами, что если смотреть только себе под ноги, то кажется будто ты попал в позднюю осень и ходишь по высохшей траве.
А зайдя за эту башню мне открылось монастырское хозяйство. И от старого амбара был такой запах древности, словно я попал в прошлые века. Хоть кино снимай.
Зайти здесь на территорию не получилось, а обходить дальше в поисках прохода не удобно – все заметено. В общем-то уже пора было возвращаться к машине и готовить телескоп. Силы еще понадобятся.
Подходящее место для наблюдения нашел в начале деревни, просто на дороге. Пока готовился уже и стемнело. Кроме Венеры ничего больше не планировал смотреть, вечер все равно был лунный. Венера была тогда освещена всего на 10%. По идее, я ее никогда раньше в виде серпа не видел. Так что был сильно впечатлен. Высота Венеры на небе в начале навигационных сумерек была вполне достаточная для хорошего изображения – 15*, в Рыбах. Там же недалеко, на границе Рыб и Овна, был Марс. Но его размер был слишком мал для того, чтобы увидеть что-либо на нем.
Тем временем ко мне подошла парочка местных пенсионеров поинтересоваться, что это тут такое интересное происходит. Показал им серп Венеры. Разговорились – делать-то в деревне вечером нечего. Они-то мне и рассказали, что то были следы собаки. А еще, что в монастыре есть осел, которого зимой запрягают и катаются на санях (или телеге) по деревне. Рассказали про озеро, которое по весне становится полноводным и сюда даже лебеди прилетают. Советовали весной приехать и полюбоваться красотой. Правда в прошлом году лебедя подстрелил местный охотник.
Меня все терзали мысли об обратной дороге. Снова эта жесть только уже в темноте и со всей накопившейся усталостью, хоть вообще оставайся, так не охота было это все повторять. Пора было собираться.
На выезде из деревни решил-таки свернуть на дорогу к монастырю. По приезде как-то ее просто не заметил. Не уезжать же теперь не разведав? И вот тут-то мне и открылся монастырь во всем его величии, да еще в волшебном ночном зимнем пейзаже, залитом лунным светом. Картина была словно в сказке. Подумав немого, любуясь видом, хоть и было уже все лень, все-таки стал снимать. Не получилось снять день, зато ночь что надо.
На этом снимке справа светит самая яркая звезда северного полушария — Сириус и возвышается фигура Большого Пса, монастырь на фоне Кормы, а Луна светит сверху.
Потом подъехал к воротам монастыря.
А на этом снимке справа от колокольни Орион во всей красе, слева – Большой Пес и Сириус, на верху Малый Пес и Процион, а пространство между Малым и Большим Псами занимает Единорог. Луна при этом была в фазе на пол пути к полнолунию после первой четверти.
Обратная дорога была действительно просто мучительной. Ехать большую часть пути приходилось выезжая на встречную полосу когда она пуста, так как ехать по своей в этом направлении было просто невозможно из-за эффекта стиральной доски. Да и в темноте вся эта дорога ощущалась еще сложнее.